Средства технико-тактичекой
подготовки – это упражнения, которые помогают развить необходимые
ориентировщику навыки выполнения технических приёмов и решения тактических
задач.
Базовые качества для техники
ориентирования – память (особенно кратковременная), внимание и специализированные
восприятия, такие, как чувство расстояния, направления, высоты. Базовые качества
тактики ориентирования – память (особенно долговременная), воображение и
мышление. Упражнения на развитие этих качеств составят первую группу средств
технико-тактической подготовки. Во вторую группу войдут упражнения на отработку
отдельных элементов техники (чтение карты, слежение за местностью, контроль
расстояний, направлений) и тактики (оценка района КП, выбор опорных ориентиров,
привязок). Третья группа упражнений направлена на совершенствование выполнения
приёмов ориентирования и решения тактических задач. Четвёртая группа состоит из
упражнений комплексного характера. Успешное применение упражнений каждой группы
основано на усвоении упражнений предыдущей группы, и это будет служить основой
для планирования технико-тактической подготовки.
Тренировка базовых качеств.
Из всех специальных качеств
ориентировщика легче всего тренировать память. Тренировка памяти состоит из
последовательного освоения и закрепления навыков рационального запоминания. Какие
правила рационального запоминания надо знать ориентировщикам?
1.
Правило концентрации внимания. Чем активнее
направленность наблюдения, чем заинтересованнее спортсмен, тем ярче и точнее
запоминаемые образы.
2.
Правило смыслового укрупнения. Чем больше
найдено связей в запоминаемом объекте, тем больше запоминается. Нужно объединить
несколько объектов в один по смыслу6 например, овраг, расходящийся на три
отрога, воспринимать как один «трилистник», десять санитарных просечек – кА одну
«систему2 просечек.
3.
Правило закрепления вспоминанием. Вспоминание эффективнее
для запоминания, чем повторение. Известно, что можно читать текст много раз, но
запомнить мало, а стоит сделать усилие и попытаться вспомнить, как то, что
удалось воспроизвести, уже прочно закрепиться в памяти. Поэтому нельзя сразу же
переключать внимание, оторвав взгляд от карты. Нужно как можно скорее вспомнить,
закрепить образ в памяти. Если этого не сделать, можно считать, что время, затраченное
на чтение карты, прошло впустую. Наверное, со многими случалось такое:
посмотрел в карту, потом на соперника, убегающего по дороге, и забыл, что видел
в карте.
4.
Правило ассоциаций и словесного подкрепления. При
запоминании необходимо использовать ассоциации, давать ориентирам яркие
запоминающиеся названия, произносить названия ориентиров про себя. Некоторым людям проще запомнить цепочку слов, чем
геометрических фигур. Поэтому они, запоминая цепочку названий ориентиров, скажем
в порядке их пробегания, могут легко по словам восстанавливать и первоначальные
образы ориентиров и взаимную конфигурацию. Пример такого запоминания: «перебегаю
полянку с хоботом», «огибаю зелёнку», «на носу – пункт».
При тренировке кратковременной
памяти время запоминания должно быть не более 1 мин., а воспроизводить
запомнившееся следует не сразу а спустя 1-2 мин., в течение которых надо
удержать как можно полнее образ запомнившейся картинки. Для усложнения задания
время от запоминания до начала воспроизведения заполняют бегом, беседой на
посторонние темы, другими занятиями.
(По книге А.С. Лосева «Тренировка ориентировщико-разрядников»)
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий