воскресенье, 29 марта 2015 г.

Средства технико-тактичекой подготовки ориентировщика. (Продолжение)



 Каждый человек имеет широкие возможности для тренировки внимания. Например, вы едите в автобусе. Проезжая мимо большого дома, сосчитайте, сколько в нём окон. Вспомните, сколько поворотов сделал автобус, пока вы ехали. При выполнении любой работы нужно сосредоточивать на ней своё внимание. Сосредоточению внимания способствует  отыскание общего и частного решения любой задачи, стремление выявить закономерности. Хорошо развивают внимание (и память тоже) задания на отыскание различий в похожих картинках.

У ориентировщика должны быть хорошо развиты свойства распределения и переключения внимания. Распределять внимание – значит одновременно направлять его на несколько объектов. Например, читать карту и следить за местностью, следить за техникой передвижения и контролировать пройденное расстояние. Переключать внимание – значит направлять его поочередно то на один, то на другой объект. Например, сначала выбрать путь, затем понаблюдать за соперниками и снова провести выбор пути с учетом их действий. Тренируясь в переключении и распределении внимания, т.е. занимаясь одновременно несколькими делами, нужно, прежде всего, следить за своим психологическим состоянием. Приступать к занятию надо в уверенном, ненапряженном состоянии, с установкой на правильность, а не на скорость его выполнения.
Важное значение имеют так называемые специализированные восприятия ориентировщика: чувства расстояния, направления, высоты. Развитие этих восприятий заключается в тренировке зрительных и мышечных ощущений.
Существует два основных варианта тренировки чувства расстояния. Первый состоит в том, что после пробегания определенного отрезка спортсмен оценивает его длину и сравнивает с истинной. Во втором варианте спортсмен сравнивает длины пройденных отрезков (в том числе и на местности с разной проходимостью) между собой. По мере развития навыка длина отрезков увеличивается.
Для развития чувства направления можно при беге делать повороты на заданный угол – 300, 450, 900. Другой способ состоит в том, чтобы при беге по извилистой трассе контролировать время от времени без помощи карты и компаса направление на север, на точку предыдущей остановки, на место старта.
(По книге А.С. Лосева «Тренировка ориентировщиков-разрядников»)
Продолжение следует.

Несколько картинок"Найди отличия":




Комментариев нет:

Отправить комментарий