Каждый человек имеет широкие
возможности для тренировки внимания. Например, вы едите в автобусе. Проезжая мимо
большого дома, сосчитайте, сколько в нём окон. Вспомните, сколько поворотов
сделал автобус, пока вы ехали. При выполнении любой работы нужно сосредоточивать
на ней своё внимание. Сосредоточению внимания способствует отыскание общего и частного решения любой
задачи, стремление выявить закономерности. Хорошо развивают внимание (и память
тоже) задания на отыскание различий в похожих картинках.
У ориентировщика должны быть
хорошо развиты свойства распределения и переключения внимания. Распределять внимание
– значит одновременно направлять его на несколько объектов. Например, читать
карту и следить за местностью, следить за техникой передвижения и
контролировать пройденное расстояние. Переключать внимание – значит направлять
его поочередно то на один, то на другой объект. Например, сначала выбрать путь,
затем понаблюдать за соперниками и снова провести выбор пути с учетом их
действий. Тренируясь в переключении и распределении внимания, т.е. занимаясь одновременно
несколькими делами, нужно, прежде всего, следить за своим психологическим
состоянием. Приступать к занятию надо в уверенном, ненапряженном состоянии, с
установкой на правильность, а не на скорость его выполнения.
Важное значение имеют так
называемые специализированные восприятия ориентировщика: чувства расстояния,
направления, высоты. Развитие этих восприятий заключается в тренировке
зрительных и мышечных ощущений.
Существует два основных варианта
тренировки чувства расстояния. Первый состоит в том, что после пробегания
определенного отрезка спортсмен оценивает его длину и сравнивает с истинной. Во
втором варианте спортсмен сравнивает длины пройденных отрезков (в том числе и на
местности с разной проходимостью) между собой. По мере развития навыка длина отрезков
увеличивается.
Для развития чувства направления
можно при беге делать повороты на заданный угол – 300, 450,
900. Другой способ состоит в том, чтобы при беге по извилистой
трассе контролировать время от времени без помощи карты и компаса направление
на север, на точку предыдущей остановки, на место старта.
(По книге А.С. Лосева «Тренировка ориентировщиков-разрядников»)
Продолжение следует.
Несколько картинок"Найди отличия":
Комментариев нет:
Отправить комментарий